На городском конкурсе библиотекарей, в котором участвовало десять представителей этой профессии, третье призовое место завоевала Светлана Павлова — заведующая отделом обслуживания детской библиотеки № 94 — информационного интеллект-центра (ЦБС № 2). С ней встретился наш внештатный корреспондент.

— Светлана, как работается библиотекарю в наши дни?

— И сложно, и интересно. Библиотека, где я работаю, одна из старейших в округе. Сегодня наша библиотека — это информационный интеллект-центр «Солнечный круг», где сочетаются как традиционные, так и новые формы и методы работы. В красиво оформленных залах младшего и старшего абонементов ждут своих читателей около 40 тысяч экземпляров интересных книг и других изданий. Выставки книжных новинок, авторов-юбиляров позволяют ребятам познакомиться с их творчеством, расширить кругозор. Есть компьютерный зал с интеллектуальными играми для детей разного возраста, с доступом в Интернет. Здесь же дети могут познакомиться с редкими изданиями, найти нужную литературу и с помощью компьютера подготовить доклад или сообщение по заданной в школе теме. Разумеется, в новых условиях и уровень подготовки библиотекаря должен быть соответствующим — он предполагает знание определенного объема литературы и, конечно, владение компьютером. Всему нашему коллективу хочется, чтобы дети больше читали, потому работаем под девизом «Не ленись, дружок, читать — будешь очень много знать!».

Даже в летнее время затишья мы проводим конкурс летнего чтения «Очарованные книгой», включающий блиц-викторины, конкурс иллюстраторов «Портрет любимой книги». Победителями становятся те, кто прочитал за лето большее количество книг. Итоги подводим в сентябре.

— Существует мнение, что у библиотекаря одна задача — выдавать книги и подсчитывать, сколько выдано.

— Это мнение, конечно же, ошибочное. Тем более, что с нынешним статусом нашей библиотеки требования к работе значительно изменились. Здесь бережно хранят сложившиеся традиции и постоянно проводят для ребят игры, конкурсы, викторины, встречи с поэтами и писателями, а также всевозможные праздники. Придя сюда два года назад, я ощутила творческую атмосферу коллектива, постоянное желание радовать ребят новыми задумками. Одним из необычных праздников стала проведенная в этом году акция под названием «Превратим весь мир в библиотеку». В парк им. 30-летия Победы пришло много детей — кто с родителями, кто со своим классом. В концертной программе были задействованы любимые герои детских книг. Ребята с удовольствием участвовали в веселых играх, конкурсах, отгадывали загадки и рисовали на асфальте, а малыши с радостью покатались на пони. Гостям праздника представилась возможность познакомиться с новыми книгами, обменяться и получить в подарок детские журналы и книги. Здесь же и взрослые, и дети могли получить консультацию психолога. Нам на радость многие из пришедших записались в библиотеки. Я на этом празднике выступала в роли Карлсона. Это уже не первая роль, которую пришлось освоить, работая в библиотеке. Так, однажды пришлось быть Мышкой, хозяйкой терема-теремка — то есть библиотеки. Это было на окружном конкурсе профессионального мастерства.

— Вы стали там победителем, что позволило принять участие в городском конкурсе. Какие сложности пришлось преодолеть?

— Одним из заданий городского конкурса был краткий рассказ о Москве — буквально за считанные минуты надо было раскрыть тему «Моя маленькая Москва» на материале художественных произведений. Нами была придумана литературно-музыкальная поездка на речном трамвайчике, в ходе которой под гитару исполнялись песни и стихи о столице. И еще нужно было за четыре минуты показать один день из жизни библиотеки, используя любые творческие формы. Мы представили в музыкальной форме «Библиодискотеку» — акцию по привлечению молодежи и подростков к чтению. Благодаря участию всего нашего коллектива мне и удалось успешно выступить.

— И еще один вопрос — как Вы стали библиотекарем?

— Свою трудовую биографию я начинала пионервожатой — мне тогда еще и семнадцати не исполнилось. Тогда и поняла, что мне очень нравится устраивать праздники, придумывать разные игры для детей. Мне даже советовали поступать в театральный, но этого не случилось.

Поступила в Институт культуры на библиотечный факультет. И это не случайность. В детстве меня бабушка часто водила в районную сельскую библиотеку, там у нее подруга работала. Пока они разговаривали, я листала книги, потом набирала пачку и буквально проглатывала. Мне нравился даже запах старых книг, он меня просто завораживал. А потом меня строго спрашивали, что я прочитала и как поняла. И мне самой хотелось быть библиотекарем, такой же, как бабушкина подруга, что и произошло.

С третьего курса перевелась на заочное отделение, чтобы не сидеть на шее у родителей. Стала работать в детской библиотеке города Ногинска. Фонд немаленький — 80 тысяч экземпляров книг, в два раза больше, чем здесь.

— Как Вы считаете, что помогло стать победителем окружного и призером городского конкурса профессионального мастерства библиотекарей?

— Здесь сыграли свою роль и опыт всей предыдущей работы, и умение играть на гитаре — ее мне купили в 8-м классе. На обоих конкурсах я выходила с гитарой, было много музыкальных номеров — песни Юрия Визбора, Олега Митяева, стихи Марины Цветаевой. Не было никаких фонограмм, никаких шпаргалок. Мне помогали и все сотрудники библиотеки: был подготовлен интересный сценарий выступления. На городской конкурс идти было поначалу страшновато, но сумела взять себя в руки и постаралась выступить с поддержкой коллег достойно.

Беседу вела Н. Фролова