В Москве появляется
все больше товариществ соб ственников жилья. Перед многими из них стоит
одна и та же проблема: каким образом снизить свои издержки, причем так,
чтобы качество услуг при этом не страдало.
Несмотря на
сложность этой задачи, она вполне решаема. При грамотном подходе и
последовательных действиях экономить можно практически на всех расходных
статьях.
Товарищества,
объединяйтесь Любому ТСЖ необходим определенный персонал:
председатель,
бухгалтер, дворник, слесарь (иногда и не один), уборщица, лифтер и т. д.
Если в доме много квартир, то содержание такого числа работников в
пересчете на каждого жильца обойдется в незначительную сумму, но что
делать обитателям небольших домов?
Может получиться
так, что с переходом в ТСЖ расходы на персонал даже возрастут.
И здесь возможны
варианты.
Иногда в доме
находятся энтузиасты, готовые работать практически даром. Некоторые ТСЖ
используют иную схему: они просят выполнить определенную работу людей,
имеющих задолженность по оплате коммунальных услуг.
Тем самым
неплательщик отрабатывает долг, а собственники решают проблему с
персоналом.
Но подобные меры,
скорее, временные. Специалисты считают, что небольшим ТСЖ, к которым
относится основная масса подобных объединений, нужно действовать
совместными усилиями. Чем больше площадей обслуживается одним
управленческим аппаратом, тем меньше затрат будет на одну квартиру, на
одного жителя. В каждом микрорайоне можно и нужно создавать несколько
объединенных ТСЖ. Эффективность эксплуатации повысится, если под единым
управляющим звеном будет больше домов. По этому принципу работают ДЕЗы,
имея объединенные диспетчерские пункты, подрядчиков, обслуживающих
дворовую территорию и жилые дома по принципу территориальности.
Действующее
законодательство предоставляет такую возможность. При этом, создавая
подобное объединение, каждое ТСЖ остается отдельным юридическим лицом,
сохраняя полную автономию.
Если возможность для
создания «союза» отсутствует, ТСЖ может передать часть функций
управляющих компаний подрядным организациям, специализирующимся на
определенном виде услуг (к примеру, на уборке помещений). За счет
большого объема работ они могут позволить себе снижение расценок.
Поэтому ТСЖ может заключить с одной из таких компаний договор, и она
будет убирать дом, что снизит расходы товарищества на содержание
уборщиц.
Можно также
подобрать организацию для проведения сантехнических или иных работ.
Беречь ресурсы
выгодно Еще больше денег, чем на персонал, приходится тратить на оплату
различных ресурсов: отопления, электричества, водоснабжения и т. д.
Перед тем, как
начать проводить «ревизию» в этой сфере, необходимо установить счетчики:
как иначе оценить размер реальных затрат? А вот дальше следует начинать
искать способы экономии. «Изобретать велосипед» не потребуется: для
большинства ТСЖ подойдут одни и те же приемы.
Например, в одном из
товариществ на общем собрании собственников приняли решение сделать
комплексный ремонт электросетевого хозяйства дома. Было отремонтировано
все электрощитовое оборудование, установлены энергосберегающие лампы с
датчиками движения, проведена ревизия несанкционированного подключения к
внутридомовым сетям. В результате величина начислений за общедомовые
нужды снизилась более чем в пять раз.
Экономия может быть
на порядок больше. Но для этого одних «лампочек» мало, понадобится
модернизация оборудования и инженерных коммуникаций всего здания.
Работа сложная, но и
перспективы открываются заманчивые.
Можно с уверенностью
утверждать, что в любом российском ТСЖ есть «резервы» для экономии. А
вот то, как именно воспользуются ими сами жильцы, зависит только от них.
Лишь занимая активную позицию, можно добиться результатов. Ведь смысл
жилищной реформы заключается не в «смене вывесок», а в том, чтобы люди
научились управлять своими домами, основываясь исключительно на
прагматичном подходе. |