Относя полицию к
элементам благоустройства, классик русской литературы, скорее всего,
мрачно шутил — мировой опыт свидетельствует, что для сил охраны порядка
защита населения от противоправных посягательств далеко не на первом
месте. В том, что полиция представляет собой главную коммунальную
услугу, в отсутствие которой теряют смысл все остальные, нетрудно
убедиться, когда она исчезнет. Только наш великий народ мог на
протяжении веков обходиться без полиции, не заметить, как она ненадолго
возникла и вновь канула в лету, и не претерпеть при этом никаких
неудобств.
Полиция – младшая сестра вооруженных сил,
которые и без нее держали в страхе население много веков. Зачатки
полицейской специализации, возникавшие в восточных деспотиях,
объяснялись скорее особенностями боевой работы в населенных пунктах,
которые требуют особых навыков и методов. В отсутствие эффектных трофеев
регулярные войска часто не проявляли к ней ни способностей, ни желания
(не понимая, что длящийся характер поборов с местных жителей позволяет
извлечь не меньше выгоды, чем при взятии Трои).
Задача защиты населения приобретает
значимость, если власть в какой-то степени зависит от мнения последнего
или по иным причинам признает общественное спокойствие целесообразным.
Первое основание, вероятно, стимулировало организацию полицейских
отрядов в демократических Афинах, где этим ремеслом занимались скифские
лучники в оригинальных полосатых штанишках – в античной литературе они
выступают как не слишком образованные, но бдительные стражи порядка.
Сложнее ответить на вопрос о том, почему
развитие регулярной полицейской службы в Риме относится уже к эпохе
империи, когда выборы превратились в пустую формальность. Так или иначе,
Рим нашел способ преодолеть характерное для Афин высокомерное отношение
к полиции - переход из армии в службу охраны порядка означал для
легионера карьерный рост и более высокое денежное содержание. Впрочем,
полиция в Риме занималась не только уголовниками, но и политическим
преследованием, в частности, от городского префекта немало доставалось
будущим христианским мученикам. Тем не менее, население не испытывало к
полиции антагонистической неприязни - погибшим стражам порядка
устраивались общественные похороны, а на их могилах указывалось:
«Погибли за общество».
Ни тому, ни другому основанию никогда не
придавалось значения в московском государстве, где единственным
источником власти являлся монарх различной степени вменяемости, имевший
достаточно проблем помимо безопасности подданных. Местными полицейскими
органами были наместники, затем воеводы, однако борьбу с лихими людьми
вели главным образом сами общины, избирая для того губных старост и
целовальников. В Москве и некоторых других городах существовали земские
избы. Исполнительный полицейский персонал составляли в городах земские
ярыжки, стрельцы, объезжие головы, решеточные приказчики, ночные
сторожа. Наказ о градском благочинии Алексея Михайловича, в основном,
нацеленный на борьбу с пожарами, затрагивает проблему защиты от
воровства лишь попутно. В XVII в. полицейские
функции в Москве ни шатко, ни валко исполнял Земский приказ и
подчиненные ему объезжие головы, которые могли привлекать нужное число
стрельцов для надзора за порядком. Благодаря тому, что последние
приобрели привычку поднимать на копья царских министров, правительству
волей-неволей пришлось задуматься об организации более эффективной
полицейской службы.
Классически хороши
В 1721 г. в Москве учреждена
полицмейстерская канцелярия под началом обер-полицмейстера; отделения
полиции именовались съезжими дворами. К отправлению полицейских функций,
особенно для поимки разбойников и злых людей привлекались и воинские
команды. Как и в наши дни, когда всякое ведомство стремится обзавестись
силовыми структурами, даже при органах финансового контроля состояли
подчиненные служители, которые обязаны были ловить лихих людей. Но,
по-видимому, мнение о том, кого следует ловить в первую очередь, у
властей и населения расходилось, потому что в 1767 г. жители Москвы
просят императрицу «чтобы для доставления всем живущим желаемой
безопасности и покоя повелено было учредить вместо нынешнего рогаточного
надежный караул». Рогатки – заставы на пересечениях улиц и при выездах
из города, и, по всей вероятности, москвичи видели в них не больше
проку, чем в нынешних постах ГИБДД. «Что же касается до прочих
полицейских учреждений, от которых почти непосредственно зависит всех
жителей охранение живота, здоровья, чести…, то… полагаемся на
прозорливое всемилостивейшей государыни о нас попечение». С 1782 г.
полицейское управление было вверено управам благочиния с привлечением
сословных элементов (в них, в частности, заседало два ратмана), но это
мало что дало. Общество получило лишь ту выгоду, что управе поутру
представлялись донесения обо всех лицах, арестованных за ночь, и
необоснованно задержанные подлежали немедленному освобождению.
О дореформенном времени бытописатель
сообщает: «Полиции на улицах было немного, но зато представители ее, как
высшие, так и низшие, были классически хороши». Это было время хожалых и
настоящих будочников, то есть людей действительно живших в будках. Около
будок, окрашенных в темно-серый или белый со светло-желтым цвета,
ставилось нечто вроде заборчика, и получался крошечный дворик, где
просушивалось белье «и даже прогуливались куры с цыплятами». Кое-где на
площадях стояли военного образца трехцветные будочки, в которых стража
могла укрываться в непогоду (в 1862 г. их было 394 на весь город).
Будочники были одеты в серые солдатского сукна казакины («с чем-то,
кажется, красным на вороте»), на голове носили каску, но не с острием,
как у военных, а с круглым шаром на макушке. При поясе у них имелся
тесак, а в руках будочник, если он был при исполнении обязанностей
службы, держал алебарду, совершенно такую, какими снабжают в театре
«средневековое войско». Это оружие, издали казавшееся страшным, а «в
действительности очень тяжелое и неудобное для какого-либо
употребления», стесняло хожалых, «не обладавших выправкой средневековых
ландскнехтов», и они часто оставляли его у своей будки или прислоняли к
забору. Как авторитетно свидетельствует мемуарист, «будочники были,
безусловно, грязны, грубы, мрачны и несведущи; да к ним никто и не думал
обращаться за справками, совершенно сознавая, что они лишь живые пугала
для злых и для добрых, специально приспособленные для того, чтобы на
улицах чувствовалась публикой и была воочию видна власть предержащая,
проявлявшаяся в том, что учинивший какое-либо нарушение обыватель,
впрочем, не всегда и не всякий, забирался в полицию». По ночам будочники
имели привычку постукивать в чугунную доску и кричать на всю улицу
«Посматривай», в остальном «внешним уличным порядком» они занимались
мало.
До отмены крепостного права полицейские
структуры использовались и для бытовых нужд – запьянствовавшие кучера
отсылались при записке в полицию, где их охотно пороли. В отсутствие
протестов такая мера могла применяться и к вольным, часто предпочитавшим
такую санкцию судебной волоките. К нарушителям полицейских правил
применялись и другие незаслуженно забытые меры – в первой половине
XIX в. на Кузнецком мосту можно было видеть
вереницу изящно одетых дам и кавалеров, подметавших улицу под надзором
полиции. Для большей чувствительности наказания полиция заставляла их
мести именно московскую улицу мод.
«Чтобы город имел полицию»
В середине позапрошлого века безопасность
обывателей не была гарантирована внешними мерами. Относительное
благополучие обеспечивалось тем, что «та часть населения, которая обычно
поставляет нарушителей права собственности» не была столь обездолена,
как в более позднее время, и главное не столько многочисленна (город еще
не притягивал к себе с такой силой сельских жителей). Поэтому в условиях
свободной продажи оружия (револьвер смит-вессона стоил 25 рублей и
высылался желающим по почте; только патроны, 3 руб. за сотню, очевидно,
по причине придирок почты необходимо было приобретать лично) город жил
более или менее спокойно. Например, за июль 1868 г. зафиксированы одно
убийство с целью ограбления, два случая нападения коров на прохожих, 38
краж (у воров отобрано около тысячи рублей), кроме того, в одной из
лавок Серпуховской части уничтожено по требованию полиции 3,5 фунта
негодной для употребления рыбы. Однако иные местности Москвы
пользовались дурной славой – очевидец, проживавший в пустынной местности
Страстного монастыря (Пушкинская площадь), вспоминал, как в наступившей
темноте с площади доносились крики: «Караул, грабят!», и более храбрые
выбегали на площадь, а «менее мужественные отворяли форточки и возможно
внушительно и громко возглашали: «Идем!»». Неприятности случались и днем
- в июне 1869 г. пресса возмущалась тем, что преступник больше часа
гулял в центре города с ножом в руке, однако городовой явился не раньше,
чем тот зарезал на Тверской ребенка и был задержан сбежавшимся народом.
Мелкие правонарушения привлекали еще меньше
внимания стражей порядка. Например, в январе 1864 г. читатель жалуется
на то, что свидетелем бесчинств водителя кобылы, едва не раздавившей его
на Малой Лубянке, был «очень прилично одетый полицейский служитель,
который с чрезвычайным любопытством смотрел на случившееся и, не
трогаясь с места, ожидал развязки». «На сделанное ему замечание наш
полисмен очень вежливо, но очень хладнокровно отвечал: да ничего, ваше
высокоблагородие, не поделаешь». Этот неприятный инцидент вынудил
оскорбленного прохожего поставить под сомнение саму идею
благоустройства: «прежде нежели думать об освещении московских улиц,
нужно подумать о том, чтобы город имел полицию. В самом деле, какая
польза из того, что в городе будет светло ночью, когда и днем будет
нельзя ходить без риска быть искалеченным?». Спустя пять лет другой
читатель рассказывал, что как-то ночью в Черкасском переулке пытался
выманить будочника из его крепости, но женский голос ответствовал ему:
«они на посту». Благодаря посредничеству ночных сторожей, которые знали
волшебное слово «Алексеич», полицейский соблаговолил одеться и
выглянуть, но был немного недоволен (читатель просил отправить в частный
дом пьяного, лежавшего поперек проезжей части).
Невмешательство полиции, как и в наши дни,
было тем более гарантировано, когда в роли нарушителей порядка выступали
коллеги. Например, в связи с наездом пожарной повозки на беременную
женщину в районе площади Революции (б. Воскресенской) желчный москвич
отмечает, что «полицейские служители не оказывали ни малейшего покушения
оформить это происшествие, чтобы дать возможность преследовать виновных
судебным порядком»; они даже «не заблагорассудили узнать имя
раздавленной».
Были еще более возмутительные примеры –
например, читатели сообщали в газету, что наблюдали, как у Варварских
ворот городовой, оглянувшись по сторонам, и, вероятно, не заметив их,
достал саблю и ударил ею по стеклу фонаря. Свидетели этого
«непостижимого маневра» в тот же день выяснили личность стража порядка,
оказавшегося Дмитрием Ивановым (бляха № 358), причем с удивлением
узнали, что «женщина, разбившая фонарь, уже взята в квартал, и по этому
делу проводится разбирательство». Хотя город тратил на полицию шестую
часть своих доходов (для сравнения – на благотворительные заведения
1/12, а на народное образование – одну сотую), никого не удивляло и
нежелание полиции принимать меры к настоящим нарушителям порядка,
которых, безусловно, хватало во все века.
«Мальчик я, что ли, для вас, по ночам-то
разбойников ловить, живота не жалея!»
Осенью 1862 г. читатель той же газеты с
негодованием сообщает, что на его глазах приказчик на Арбате избил
молодого парня, однако явившийся на крик унтер-офицер (имевший бляху №
595) объявил, что «избитый малый сам расцарапал себе лицо», и потащил
его в квартал, тогда как виновник «спокойно остался заседать в своей
лавке». Столпившийся народ стал роптать, тем более что приказчик был
известен всей округе как довольно драчливый субъект, «но все эти
восклицания не понравились полицейскому стражу (№ 608), который стал
тесаком, конечно, необнаженным, разгонять толпу». Характерно, что
читатель Веелкин, постыдив городового словами, на которые тот ответил
бранью, в квартал все же не обратился, вероятно, не предвидя от этого
никакого толку. Аналогичные случаи избиения разносчика купцами и
невмешательства хожалых номер такой-то упоминаются в печати довольно
часто.
Возможно, причину благоволения властей к
уважаемым людям раскрывает обозреватель одной из газет в августе 1863
г., простодушно предложивший заменить «праздничные деньги» -
«добровольно-обязательные приношения, которые к рождеству или к пасхе
рассылают домовладельцы местным чиновникам полиции», не превышающим их
по размеру налогом. Сообщается, что этот побор (общим объемом до 100
тыс. руб.) был настолько распространен, что надзирателей часто
переводили в порядке поощрения из плохого квартала (где, вероятно, было
мало домовладельцев) в хороший. В 1910 г. за получение даров от местных
предпринимателей был осужден участковый пристав Хамовнической части
Бояновский, но, судя по всему, не вполне справедливо – как подтвердили
свидетели, он никогда не вымогал и полученные дары расходовал на оплату
сверхурочного труда подчиненных, за что, вероятно, и пострадал. Тем не
менее, даже минимальное наказание – штраф в 10 руб. – обернулось для
него увольнением без права на пенсию. Годом раньше пострадал околоточный
Кондратьев, который выпустил арестованного за дебош лавочника Гольцова,
за что получил 4 фунта семги и бочонок сельдей. На свою беду
околоточному захотелось большего, и он попросил в довесок 25 руб.,
которые Гольцов заплатил, но пожаловался градоначальнику. Суд приговорил
алчного надзирателя к штрафу 25 руб., что также должно было повлечь для
него печальный оргвывод.
Трудно сказать, влиял ли размер праздничного
побора на активность полиции – пресса жалуется, что нераскрытые кражи
солдаты порядка объясняют тем, что «полиция была призвана, когда
краденые вещи увезены из дома». Обозреватель по этому поводу роптал: «не
слишком ли уже много требовать, чтобы полицию призывали, прежде чем
краденые вещи украдены?». Как и сейчас, шансы на раскрытие кражи
стремились к нулю при ее незначительном размере: «стоит ли отыскивать
похищенные у старушки две чайных ложечки да шубейку, без которой ей
теперь не идти в праздник к заутрене, когда на обязанности лежит розыск
крупных краж, с которыми надо покончить на этой же неделе». Вообще же
относительное спокойствие в городе пресса объясняла «благонравием
жителей, а не бдительностью полиции», впрочем, по мнению москвичей,
слишком малочисленной – 300 городовых на 800 улиц (не считая тысячи
стражников). Определенные надежды возлагались на дворников, которым в
случае кражи в доме грозили арест и следствие даже при очевидной
непричастности к ней.
Неполадки отмечались и в деятельности
сыскной полиции, в последние годы прославленной различными сериалами.
Еще во 2-й половине XIX в. она не была
обособлена, и в Москве некоторые чиновники занимались уголовным
розыском, не будучи освобождены от общих полицейских обязанностей.
Естественно, что эти факультативные занятия редко приносили результат. В
окружном суде свидетели по делу об убийстве вдруг заявляли, что никакого
представления о деле они не имели, и хоть их по нескольку раз в день
призывали в полицию и заставляли подписывать протоколы различных
дознаний. Другой автор отмечает, что «полиция знала преступников, водила
с ними знакомство и пользовалась ими», на часть преступлений смотрела
сквозь пальцы, в важных случаях открывала преступление через
преступников же». В качестве курьеза газета 1871 г. сообщает, что по
делу о сбыте фальшивых ассигнаций сыщик напал на сыщика, каждый из них
сообщал о своих действиях по начальству, и на место передачи фальшивых
денег оба привели полицейских чинов. По другому нашумевшему делу «сыщик»
Зимин, работавший извозчиком-«лихачом», фактически выступил в роли
подстрекателя к убийству, которое он затем и «раскрыл».
Если не законом, то преданием
Полиция не брезговала услугами настоящих
бандитов, которые не всегда оправдывали возлагавшиеся на них надежды. В
середине XIX в. назывались имена двух агентов
из числа уголовников – Иваницкого и Ланцова; первого по каким-то
причинам вскоре пришлось расстрелять, но второй проживал на казенной
квартире в качестве сыщика и помогал в борьбе с преступностью,
обязавшись не воровать на территории своей части. Такое положение дел
автор объяснял тем, что «все общество сторонилось от суда и полиции»,
хотя, вероятно, не вполне понимал преимуществ оперативной работы
полиции, которая может приносить большую пользу обществу, если
практикуется в интересах последнего, а не различных должностных лиц, то
и дело берущих происшествия «под особый контроль».
Иногда в весточках из позапрошлого века
удивляет не только и не столько полиция – «в понедельник пошла я со
своими знакомыми в Полуярославские бани, а когда мы вошли, то увидели на
полу мертвое тело; это произвело на нас неприятное впечатление, но не
идти же назад. Не прошло и получаса как поднимается гвалт, я пошла туда,
чтобы узнать причину, и натыкаюсь прямо на полицию». Рассерженная дама
предъявляет резонные претензии - как мог банщик впустить полицию, не
предупредив моющихся, как смел он впускать мыться при наличии мертвого
тела, и в самом конце интересуется, «какой статьей закона
руководствовалась полиция, вошедши в женскую баню?». Спустя 150 лет
можно было бы задать встречный вопрос, о чем думала сама гражданка,
организовав помывку над еще не остывшим трупом, и стоит ли бросаться
телешом на всякий поднявшийся гвалт, явно не предвещающий любительницам
гигиены ничего хорошего. Но как это часто бывает, основная масса
населения и полиция отличаются примерно одинаковым простодушием.
Прохожие тоже не всегда отличались
благонравием, они срывали с городовых кепи, бляхи и погоны, за что
мировые судьи сажали их в среднем на три недели под арест. Оскорбление
словом обходилось дешевле, так, некто Корнеев, заявивший помощнику
квартального, что тот не достоин ему чистить сапоги, с учетом
чистосердечного признания отделался штрафом в 10 руб. Однако купец
Тенцов, длительное время дразнивший городового, стоявшего на посту,
доигрался; не помогла и любопытная линия защиты, которую избрал сей
Онищенко XIX в. (купец ссылался в свое
оправдание, что городовой якобы курил на улице), – выслушав свидетелей,
выступивших в защиту полицейского, мировой Александровского участка
посадил Тенцова на 6 недель в кутузку.
Неизвестно, чем закончилось неприятное
происшествие на Гончарной улице зимой 1871 г. Отдыхавший после праведных
трудов в своей будке городовой был разбужен ночью страшным треском.
Выйти наружу не получилось – дверь оказалась приперта снаружи.
Подоспевшие собратья-полицейские освободили его из заточения –
оказалось, что пьяный кучер Григорий Иванов наехал на правоохранительную
структуру и застрял. Городовые освободили бившихся в панике лошадей,
однако водителя обнаружили не сразу - тот мирно спал в соседнем сугробе.
Любопытный спор вышел в 1869 г. у
квартального Серпуховской части Зайончковского с крестьянином Волковым,
который получил от представителя власти по уху за остановку подводы в
неположенном месте и выразил свое несогласие с этой санкцией в
нецензурных выражениях. Нарушитель порядка предстал перед судом
присяжных, которые его оправдали (адвокат Волкова заявил, что не ставит
оплеуху в преступление, т.к. «недавно еще было то время, когда эти
отеческие меры были освящены если не законом, то преданием», однако и «в
реакции подсудимого можно видеть утешительную сторону, а именно, что
крестьяне начинают сознавать свои права»). Однако защита чести мундира
была не единственным занятием полиции, имевшей при царизме очень много
забот, хоть, возможно, и не столько, сколько сейчас.
Н. Голиков
(Продолжение в следующем номере)
|
|