Проблема социального сиротства по-прежнему остается одной из острейших для  России в целом и столицы в частности. Несмотря на меры, предпринимаемые Правительством Москвы и Российской Федерации,  количество новорожденных детей, оставленных матерями, и детей, оставшихся без  попечения родителей, а также семей, которые не в состоянии преодолеть трудные  жизненные ситуации, не уменьшается. Рост  числа детей, живущих без родительского  попечения, ставит социальное сиротство в  ряд важных национальных проблем

Ребенку  нужна семья

Что может быть хуже для  ребенка, чем остаться без  семьи, без родителей, которые заботятся о нем, защищают и любят его. Сиротство  — тяжелый жребий, который  накладывает отпечаток на всю  жизнь ребенка и нередко сталкивает его на социальное дно.  Мир для такого ребенка превращается в пустыню, где нет  никого, кто мог бы его поддержать. В Международной  Конвенции ООН о правах ребенка определено, что «ребенок, который временно или  постоянно лишен своего семейного окружения или который в собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении,  имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

Реализовать права детей,  оставшихся без попечения родителей, жить и воспитываться в семье призваны различные замещающие формы семейного устройства. Закон  устанавливает следующие  формы семейного устройства  детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека или попечительство (в зависимости от возраста), приемная семья, патронат. Если устроить детей в  семью нельзя, они направляются в организации для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (ч. 1 ст. 123  СК РФ). При устройстве ребенка обязательно учитываются его этническое происхождение, принадлежность к  определенной религии или  культуре, родной язык, состояние здоровья, особенности психического развития и т.  п. (ч. 1 ст. 123 СК РФ). До  устройства детей на воспитание в семью или в соответствующее учреждение обязанности опекуна (попечителя) временно возлагаются на  орган опеки и попечительства. В настоящее время система воспитания детей в государственном учреждении  стала настолько привычной,  что кажется многим единственно возможной. Между  тем в большинстве развитых и  во многих не столь экономически благополучных странах  нет детских домов — детей,  оставшихся без попечения родителей, устраивают в семьи.  Если в России этого не происходит, то вовсе не потому, что  мы такие «бездушные» или у  нас нет средств и не позволяет  жилплощадь. Причина в неготовности граждан взять на  себя ответственность в воспитании данной категории детей, в нехватки знаний об особенностяхразвития и воспитания детей, оставшихся без  попечения родителей. Орган  опеки и попечительства организует информационную работу с населением через средства массовой информации,  Интернет, размещает информацию на стендах, любой гражданин, желающий взять в  семью ребенка, может обратиться к специалистам за консультацией, получить ответы  на вопросы об отличии форм  устройства детей, о документах, необходимых для этого.  Орган опеки и попечительства дает заключение кандидатам в усыновители, приемным родителям, опекунам о  возможности принять ребенка в семью, контролирует граждан, осуществляющих опеку,  попечительство над несовершеннолетними, приемными  родителями, усыновителями,  помогает в решении проблем,  возникающих в таких семьях.  В 2008 г. получила распространение такая форма  устройства несовершеннолетних, как приемная семья.

Не будьте  равнодушными  к чужой беде

Учреждения системы  профилактики владеют информацией о неблагополучных семьях и детях, которая  очень важна для того, чтобы  как можно раньше попытаться предупредить отказ от ребенка, лишение его родительской опеки. К группе семей, в  которых существует риск отказа от ребенка, можно отнести социально неблагополучные семьи, где родители употребляют алкоголь, наркотики, не работают, совершают  противоправные действия, жестоко обращаются со своими  детьми, не заботятся о них, а  также семьи, имеющие детей  с тяжелыми заболеваниями,  особенностями развития, инвалидностью.

Получив сведения о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства проводит обследование условий жизни ребенка.  Если будет установлено, что  родительское попечение отсутствует, орган опеки и попечительства принимает меры  по защите прав и интересов  несовершеннолетнего; в случае необходимости, а именно  угрозы жизни ребенку, производит немедленное отобрание ребенка из семьи. Решение вопроса об устройстве несовершеннолетнего принимается в течение месяца с момента получения сведений о  ребенке. Если нет желающих  принять ребенка на воспитание в семью, орган опеки и попечительства направляет несовершеннолетнего в детские  организации на полное государственное обеспечение.  Информирование органа  опеки и попечительства на  раннем этапе о неблагополучии в семье может повлиять  на судьбу ребенка. Имеются  случаи, когда помощь в исправлении ситуации в семье  слишком затягивалась, и даже  при участии всех служб уже не  удавалось справиться с ситуацией из-за нежелания родителей. Получается, что теряется драгоценное время,  когда ребенок, будучи еще  маленьким, может быть  устроен в другую семью. Не  секрет, что детей в подростковом возрасте неохотно берут в новую семью. Часто роль  родителей вынуждены брать  на себя бабушки, дедушки,  старшие дети, которые покрывают неблагополучие в  семье, пьющих или ведущих  асоциальный образ жизни родителей, обрекают себя на содержание и воспитание детей, лишая при этом ребенка  права на получение пособий,  льгот при получении образования и других льгот, предусмотренных законодательством  РФ для детей, оставшихся без  попечения родителей. Бывают  случаи, когда родители, вовремя не лишенные родительских прав, предъявляют к своим уже совершеннолетним детям требования о необходимости их содержать, чего не  может сделать родитель, отстраненный от воспитания детей. Орган опеки и попечительства не призван решать  все проблемы строго лишением родительских прав, но  иногда именно этот шаг полностью отвечает интересам  несовершеннолетних. Лишение родительских прав не  влияет на дальнейшее желание родителей заботиться о  своих детях: если родители  осознали свое поведение, исправились, они могут быть  восстановлены в своих правах  и вновь заботиться о своих  детях.

В пределах своей компетенции специалисты органа  опеки и попечительства сотрудничают с представителями окружных и районных  ОДН ОВД, УУМ, КДНиЗП,  учреждениями здравоохранения (поликлиники, больницы), общеобразовательными учреждениями (школы, институты, колледжи, детские сады, детские дома, школы-интернаты), УСЗН, приютами, учреждениями системы Департамента семейной и  молодежной политики. Межведомственное и внутриведомственное взаимодействие  органов и систем профилактики социальногосиротства  позволяет обеспечивать и повышать эффективность проведения работы по профилактике социального сиротства и устройства детей,  оставшихся без попечения  родителей, в семьи граждан.  В результате регулярного обмена информацией, скоординированных действий в  рамках полномочий каждого  из учреждений возникающие  вопросы и проблемы в жизнедеятельности детей, оставшихся без попечения родителей, решаются сразу в полном объеме.

Для своевременного  выявления детей, оставшихся  без попечения родителей, органы опеки и попечительства  должны располагать полной и  достоверной информацией о  детях, чьи родители умерли,  признаны недееспособными,  длительное время больны,  уклоняются от воспитания,  ведут асоциальный образ жизни. Такие сведения имеются в  детских садах, школах, поликлиниках и других учреждениях системы профилактики.  Именно взаимодействие руководителей поликлиник,  школ, детских садов, отделений по делам несовершеннолетних, специалистов учреждений системы профилактики с органами опеки и попечительства по раннему  выявлению и учету детей, проживающих в неблагополучных семьях, для своевременной помощи детям из таких семей существенно снижает степень риска, а в ряде случаев  предотвращает их попадание  в категорию оставшихся без  попечения родителей. Кроме  того, факты утраты детьми  родительского попечения могут быть известны любому  гражданину, и не обязательно  в связи с исполнением служебных обязанностей, однако  не все граждане знают том,  что подобные сведения необходимо передавать в орган  опеки и попечительства. Информирование населения о  этом также поможет в профилактике социального сиротства.