Проблема
социального сиротства по-прежнему остается одной из острейших для
России в целом и столицы в частности. Несмотря на меры, предпринимаемые
Правительством Москвы и Российской Федерации, количество новорожденных
детей, оставленных матерями, и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также семей, которые не в состоянии преодолеть трудные
жизненные ситуации, не уменьшается. Рост числа детей, живущих без
родительского попечения, ставит социальное сиротство в ряд важных
национальных проблем
Ребенку нужна семья
Что может быть хуже
для ребенка, чем остаться без семьи, без родителей, которые заботятся
о нем, защищают и любят его. Сиротство — тяжелый жребий, который
накладывает отпечаток на всю жизнь ребенка и нередко сталкивает его на
социальное дно. Мир для такого ребенка превращается в пустыню, где нет
никого, кто мог бы его поддержать. В Международной Конвенции ООН о
правах ребенка определено, что «ребенок, который временно или постоянно
лишен своего семейного окружения или который в собственных наилучших
интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую
защиту и помощь, предоставляемые государством».
Реализовать права
детей, оставшихся без попечения родителей, жить и воспитываться в семье
призваны различные замещающие формы семейного устройства. Закон
устанавливает следующие формы семейного устройства детей, оставшихся
без попечения родителей: усыновление, опека или попечительство (в
зависимости от возраста), приемная семья, патронат. Если устроить детей
в семью нельзя, они направляются в организации для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (ч. 1 ст. 123 СК
РФ). При устройстве ребенка обязательно учитываются его этническое
происхождение, принадлежность к определенной религии или культуре,
родной язык, состояние здоровья, особенности психического развития и т.
п. (ч. 1 ст. 123 СК РФ). До устройства детей на воспитание в семью или
в соответствующее учреждение обязанности опекуна (попечителя) временно
возлагаются на орган опеки и попечительства. В настоящее время система
воспитания детей в государственном учреждении стала настолько
привычной, что кажется многим единственно возможной. Между тем в
большинстве развитых и во многих не столь экономически благополучных
странах нет детских домов — детей, оставшихся без попечения родителей,
устраивают в семьи. Если в России этого не происходит, то вовсе не
потому, что мы такие «бездушные» или у нас нет средств и не позволяет
жилплощадь. Причина в неготовности граждан взять на себя
ответственность в воспитании данной категории детей, в нехватки знаний
об особенностяхразвития и воспитания детей, оставшихся без попечения
родителей. Орган опеки и попечительства организует информационную
работу с населением через средства массовой информации, Интернет,
размещает информацию на стендах, любой гражданин, желающий взять в
семью ребенка, может обратиться к специалистам за консультацией,
получить ответы на вопросы об отличии форм устройства детей, о
документах, необходимых для этого. Орган опеки и попечительства дает
заключение кандидатам в усыновители, приемным родителям, опекунам о
возможности принять ребенка в семью, контролирует граждан,
осуществляющих опеку, попечительство над несовершеннолетними,
приемными родителями, усыновителями, помогает в решении проблем,
возникающих в таких семьях. В 2008 г. получила распространение такая
форма устройства несовершеннолетних, как приемная семья.
Не будьте
равнодушными к чужой беде
Учреждения системы
профилактики владеют информацией о неблагополучных семьях и детях,
которая очень важна для того, чтобы как можно раньше попытаться
предупредить отказ от ребенка, лишение его родительской опеки. К группе
семей, в которых существует риск отказа от ребенка, можно отнести
социально неблагополучные семьи, где родители употребляют алкоголь,
наркотики, не работают, совершают противоправные действия, жестоко
обращаются со своими детьми, не заботятся о них, а также семьи,
имеющие детей с тяжелыми заболеваниями, особенностями развития,
инвалидностью.
Получив сведения о
несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и
попечительства проводит обследование условий жизни ребенка. Если будет
установлено, что родительское попечение отсутствует, орган опеки и
попечительства принимает меры по защите прав и интересов
несовершеннолетнего; в случае необходимости, а именно угрозы жизни
ребенку, производит немедленное отобрание ребенка из семьи. Решение
вопроса об устройстве несовершеннолетнего принимается в течение месяца с
момента получения сведений о ребенке. Если нет желающих принять
ребенка на воспитание в семью, орган опеки и попечительства направляет
несовершеннолетнего в детские организации на полное государственное
обеспечение. Информирование органа опеки и попечительства на раннем
этапе о неблагополучии в семье может повлиять на судьбу ребенка.
Имеются случаи, когда помощь в исправлении ситуации в семье слишком
затягивалась, и даже при участии всех служб уже не удавалось
справиться с ситуацией из-за нежелания родителей. Получается, что
теряется драгоценное время, когда ребенок, будучи еще маленьким, может
быть устроен в другую семью. Не секрет, что детей в подростковом
возрасте неохотно берут в новую семью. Часто роль родителей вынуждены
брать на себя бабушки, дедушки, старшие дети, которые покрывают
неблагополучие в семье, пьющих или ведущих асоциальный образ жизни
родителей, обрекают себя на содержание и воспитание детей, лишая при
этом ребенка права на получение пособий, льгот при получении
образования и других льгот, предусмотренных законодательством РФ для
детей, оставшихся без попечения родителей. Бывают случаи, когда
родители, вовремя не лишенные родительских прав, предъявляют к своим уже
совершеннолетним детям требования о необходимости их содержать, чего не
может сделать родитель, отстраненный от воспитания детей. Орган опеки и
попечительства не призван решать все проблемы строго лишением
родительских прав, но иногда именно этот шаг полностью отвечает
интересам несовершеннолетних. Лишение родительских прав не влияет на
дальнейшее желание родителей заботиться о своих детях: если родители
осознали свое поведение, исправились, они могут быть восстановлены в
своих правах и вновь заботиться о своих детях.
В пределах своей
компетенции специалисты органа опеки и попечительства сотрудничают с
представителями окружных и районных ОДН ОВД, УУМ, КДНиЗП, учреждениями
здравоохранения (поликлиники, больницы), общеобразовательными
учреждениями (школы, институты, колледжи, детские сады, детские дома,
школы-интернаты), УСЗН, приютами, учреждениями системы Департамента
семейной и молодежной политики. Межведомственное и внутриведомственное
взаимодействие органов и систем профилактики социальногосиротства
позволяет обеспечивать и повышать эффективность проведения работы по
профилактике социального сиротства и устройства детей, оставшихся без
попечения родителей, в семьи граждан. В результате регулярного обмена
информацией, скоординированных действий в рамках полномочий каждого из
учреждений возникающие вопросы и проблемы в жизнедеятельности детей,
оставшихся без попечения родителей, решаются сразу в полном объеме.
Для своевременного
выявления детей, оставшихся без попечения родителей, органы опеки и
попечительства должны располагать полной и достоверной информацией о
детях, чьи родители умерли, признаны недееспособными, длительное время
больны, уклоняются от воспитания, ведут асоциальный образ жизни. Такие
сведения имеются в детских садах, школах, поликлиниках и других
учреждениях системы профилактики. Именно взаимодействие руководителей
поликлиник, школ, детских садов, отделений по делам несовершеннолетних,
специалистов учреждений системы профилактики с органами опеки и
попечительства по раннему выявлению и учету детей, проживающих в
неблагополучных семьях, для своевременной помощи детям из таких семей
существенно снижает степень риска, а в ряде случаев предотвращает их
попадание в категорию оставшихся без попечения родителей. Кроме того,
факты утраты детьми родительского попечения могут быть известны любому
гражданину, и не обязательно в связи с исполнением служебных
обязанностей, однако не все граждане знают том, что подобные сведения
необходимо передавать в орган опеки и попечительства. Информирование
населения о этом также поможет в профилактике социального сиротства.
|
|