В начале 2006 г. вступил в силу Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Документ предоставил  возможность органам  самоуправления принимать решения и нести за них ответственность. Он позволил  реализовать тот потенциал, который заложен в местном самоуправлении, дал реальную возможность людям выстроить эффективную систему управления на местах.

В законе сформулированы основные права и  обязанности органов  местного самоуправления в  зависимости от специфики  муниципальных образований.  Также предусмотрена возможность наделения органов  местного самоуправления отдельными государственными  полномочиями субъектов Российской Федерации.  К сожалению, москвичи  еще не очень хорошо понимают, зачем нужны муниципалитеты и какие вопросы  обязаны решать депутаты муниципального Собрания. Ситуация осложняется и тем,  что пока нет хорошо проработанной нормативно-правовой базы, которая бы четко  определяла права и обязанности местного самоуправления. Механизм реально действующего самоуправления в  стране запущен, но пока еще  не отлажен.

Между тем местное самоуправление является одной  из основ конституционного  строя в нашей стране, а также  одной из форм участия народа в деятельности государства. Согласно ст. 3 Конституции Российской Федерации  «народ осуществляет свою  власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы  местного самоуправления».  Согласно ст. 12 местное самоуправление в пределах своих  полномочий является самостоятельным, и его органы не  входят в систему органов государственной власти. Таковы  общие гарантии местного самоуправления, записанные в  основном законе Российской  Федерации.

В Москве действуют 125  муниципалитетов, которые в  соответствии с законами о наделении отдельными государственными полномочиями занимаются вопросами организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних, досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы  с населением по месту жительства, вопросами опеки и  попечительства.  По словам руководителя  Департамента территориальных органов исполнительной  власти города Москвы С.И.  Зверева, об успешной деятельности муниципалитетов  свидетельствуют растущие показатели количества детей,  которые занимаются в секциях и кружках, а также увеличение числа самих секций и  занятых в них педагогов.

Растут объемы средств,  которые находятся в распоряжении органов местного самоуправления.Эти средства  формируются с учетом численности населения, охватываемого деятельностью муниципалитетов, а также исходя  из площадей, которые город  передал органам местного самоуправления для работы.  На прошедшей недавно в  мэрии пресс-конференции  С.И. Зверев отметил, что до  настоящего времени органами  исполнительной власти города Москвы не в полной мере  были созданы равные условия для исполнения органами  местного самоуправления переданных им полномочий в  сфере досуговой, социальновоспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением  по месту жительства, размещения аппарата муниципалитета. Город передал органам  местного самоуправления  1042 помещения общей площадью 213 тыс. кв. метров.  Обеспеченность муниципалитетов нежилыми помещениями для ведения досуговой, социально-воспитательной работы составляет 36,2%  от норматива, более 50% муниципалитетов не обеспечены  помещениями для работы муниципальных служащих.

Руководитель Департамента территориальных органов исполнительной власти  города Москвы также отметил, что далеко не везде завершены работы по капитальному ремонту нежилых  помещений, спортивных площадок, оформлению в установленном порядке перепланировок нежилых помещений, переданных органам  местного самоуправления.  Так, спортивными площадками на дворовых территориях по нормативам  обеспечены только 57 из 125  муниципальных образований. Город передал около  3000 спортивных площадок  общей площадью 1,6 млн кв.  метров, однако распределены они на территории Москвы неравномерно: есть  районы, на территории которых находятся лишь 1–2  спортивные площадки, и есть  районы, на 100% соответствующие нормативам обеспеченности.

С.И. Зверев сообщил,  что, решая данную проблему,  город идет по пути приведения в порядок имеющихся  спортивных площадок, строительства новых, использования школьных стадионов для  организации работы с населением по месту жительства.  Эта серьезная работа финансируется органами государственной власти из городской казны, не так давно Правительство Москвы разрешило использовать для этих  целей средства, имеющиеся у  органовместного самоуправления.

Власти утверждают, в будущем «на места» планируется передать еще больше полномочий. Однако делать это  предполагается постепенно,  по мере накопления опыта и  подготовки квалифицированных кадров специалистов муниципального уровня. Можно  надеяться, что укрепление муниципалитетов будет происходить как сверху, так и снизу, как через поддержку со  стороны городских властей,  так и через рост доверия к  местному самоуправлению у  населения.

Подготовил Д. Спасский

Фото И. Калиничев