Несколько слов о защите Отечества
История России, ее уникальное географическое положение и наличие на ее
территории колоссальных запасов природных богатств, а также
внешнеполитическая обстановка объективно обязывают нашу страну надежно
обеспечивать свою защиту, иметь мощные Вооруженные силы. Они нужны для
того, чтобы ни у кого в мире не возникало соблазна посягнуть на ее
независимость, строить отношения с нашей страной с позиции силы.
Позитивные изменения в международной обстановке не означают, что
проблема военной опасности снята с повестки дня. Необходимо помнить, что
мир живет по законам, в которых вооруженная сила продолжает играть
важнейшую роль.
Защита
Отечества — это и дело самих граждан, всего народа. В современных
условиях защита Отечества — одна из важнейших конституционных
обязанностей граждан России.
Конституция России 1993 года относит защиту суверенитета и
территориальной целостности Отечества к важнейшим функциям государства и
объявляет ее делом всего народа. Она обязывает граждан активно
участвовать в обеспечении безопасности страны, укреплении ее
обороноспособности.
Статья
59 Конституции возлагает данную обязанность исключительно на граждан
Российской Федерации, ею не обременены иностранные граждане и лица без
гражданства. Позиция государства в этом вопросе вполне ясна: защита
независимости и территориальной целостности государства является
исключительно компетенцией его граждан (это оправдано и со стороны
международной этики, и со стороны укрепления собственной
государственности посредством апелляции к корпоративному чувству граж
данина).
Следует заметить, что обязанность по защите Отечества не
распространяется на граждан Российской Федерации, если воинские
формирования Вооруженных сил, в которых они несут службу, направляются
за пределы России для участия в миротворческой деятельности. Федеральный
закон от 23 июня 1995 г. № 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской
Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности
по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности»
предусматривает, что «военный персонал, направляемый для участия в
миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе
военнослужащими, проходящими военную службу по контракту» (ст. 8).
Согласно ч. 2 ст. 59 Конституции РФ «гражданин Российской Федерации
несет военную службу в соответствии с федеральным законом». Таким
законом является Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О
воинской обязанности и военной службе», осуществляющий правовое
регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях
реализации гражданами России конституционного долга и обязанности по
защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную
службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.
В
качестве основной формы реализации конституционной обязанности по защите
Отечества названный Закон предусматривает прохождение военной службы по
призыву, которому согласно п. 1 ст. 22 подлежат граждане мужского пола в
возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском
учете и не пребывающие в запасе, а также граждане мужского пола в
возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или
имеющие государственную аккредитацию негосударственные образовательные
учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с
присвоением воинского звания офицера.
Старший помощник Чертановского межрайонного прокурора В.Ю. Зецер__
_ |