Физическое наказание ребенка... Происходит это часто вовсе не от жестокости родителей, не от того, что хотят подавить растущую личность, унизить ее. Ремень берут в руки просто потому, что не справляются по-другому, как последнее средство совладать с собственной беспомощностью перед буйствующим чадом. Часто после применения физических наказаний родители чувствуют себя виноватыми перед ребенком.

Это чувство вины портит весь дисциплинарный эффект, поскольку впоследствии родители становятся более мягкими к ребенку, уступают там, где уступать не стоило бы, чаще балуют, закрывают глаза на непослушание. От этого ребенок не чувствует границ дозволенного, все меньше получает объективной обратной связи в ответ на свое непослушание и рано или поздно вновь «выходит из берегов». И снова появляется ремень, и снова повторяется этот круг. Неэффективно, бесполезно, травматично не только для ребенка, но и для родителя, который чувствует себя все более неуверенным, все более не справляющимся со своими обязанностями.

Думаю, что такая ситуация или сопровождающее ее чувство беспомощности встречаются в опыте каждого родителя хотя бы раз. Многие ощущают неэффективность физических наказаний, но хватаются за них как утопающий за соломинку. Часто в состоянии беспомощности сложно увидеть возможность других выходов из ситуации и придумать иные средства воздействия на ребенка, хотя на самом деле они существуют.

Основное, что объединяет эти способы, — то, что воспитательные меры произрастают из любви родителя к ребенку, из желания передать ему опыт и помочь адаптироваться в жизни, в социуме, научиться справляться с собой. И прежде чем ребенка наказывать или воспитывать, родителю стоит прислушаться к себе, а для этого, возможно, придется взять паузу в конфликте, успокоиться.

Вторая подсказка состоит в том, что воспитание — процесс совершенно жизненный и естественный, и задача родителя — не мешать жизни преподать ребенку урок, и в то же время быть рядом, чтобы поддержать, подсказать, помочь осознать, что и почему происходит. У каждого поступка, плохого и хорошего, есть свои последствия,и важно дать ребенку возможность их ощутить и прочувствовать.

Третья подсказка заключается в том, что это вы, родители, являетесь хозяевами, создателями и творцами своей семьи, а вовсе не дети, поэтому взрослые создают правила и условия для детей, а дети им следуют, но не наоборот. Как ни странно, чтобы вашему ребенку было хорошо, важно помнить в первую очередь о себе, своем комфорте и своих потребностях. Ребенок очень чутко реагирует на гнев, печаль, усталость, тревогу родителей, даже если они эти чувства скрывают, и, уловив их состояние, часто начинает вести себя плохо. Родителям такое поведение ребенка дает легальный повод проявить раздражение, злость, то есть выразить скрываемые чувства, только направляются они не на то, что изначально их вызвало, а на непослушное чадо.

Если вам все же не удается справиться с непослушанием ребенка и снова хочется взяться за ремень, обратитесь за помощью к специалисту-психологу. Чем младше ребенок, тем легче справиться с плохим поведением. Для родителей дошкольников есть эффективная методика коррекции поведения, которая называется «Поведенческая игровая терапия», которая помогает ненасильственным способом научиться управлять поведением ребенка. Для родителей с детьми постарше подойдут встречи с семейным консультантом. За психологической помощью вы можете обратиться в Центр социальной помощи семье и детям «Планета семьи». Для жителей ЮАО услуги предоставляются бесплатно.

Мы будем рады видеть вас в Центре по адресу:

Каширское ш., 8, корп. 2.

Телефоны для справок:

8-499-613-06-05, 8-499-11-61-00.

Официальный сайт:

www.планета-семьи.рф.

Семейный психолог О. Хохлова