Правительство Москвы проводит целенаправленную работу по реализации федерального и городского законодательства по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2007 г.

принят Закон № 51 «О наделении органов местного самоуправления, внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями в сфере опеки, попечительства и патронажа», в соответствии с которым полномочия в сфере опеки и попечительства переданы органам местного самоуправления. Из бюджета города выделяются средства на выплату пособий на детей, воспитывающихся в замещающих семьях, на содержание детей-сирот, которые находятся в государственных учреждениях, на обеспечение их жилыми помещениями. На сегодняшний момент сформированы законодательные базы по защите прав детей данной категории. Действуют Закон города Москвы от 30 ноября 2005 г. № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве», постановление Правительства Москвы от 2 октября 2007 г. № 854 «Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В отличие от других регионов в Москве удается решать вопросы обеспечения указанной категории жилыми помещениями не только в случаях, когда дети не имеют закрепленного жилого помещения, но и когда не могут вернуться в ранее закрепленное за ними жилое помещение. На уровне города установлен порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениями. При устройстве детей-сирот на семейные формы воспитания, под опеку, попечительство или направление на полное государственное обеспечение защита их прав осуществляется путем издания муниципалитетом правовых актов об обеспечении права собственности или права пользования жилыми помещениями. А при отсутствии жилья — о праве на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Не позднее чем за год до окончания пребывания ребенка у законных представителей или в организации начинается подготовка и формирование пакета документов для рассмотрения в городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. При решении указанных вопросов осуществляется межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. В городе созданы необходимые условия для осуществления деятельности по защите жилищных и имущественных прав детей-сирот.

В обеспечении детей-сирот жилыми помещениями основным законом является Конституция РФ, статья 40 которой гласит, что каждый имеет право на жилище. Жилищный кодекс РФ регулирует ряд вопросов по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе детей-сирот. Статья 57, часть 2 ЖК РФ гласит, что вне очереди по договорам социального найма предоставляются жилые помещения детям-сиротам, выпускникам детских сиротских учреждений.

До 2000 г. в Москве жилые помещения детям-сиротам предоставлялись по договорам социального найма. После проведенного Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы мониторинга использования этих жилых помещений, было выявлено 50-процентное нецелевое использование этих квартир. Именно тогда Правительством Москвы было принято решение изменить вид договора на договор безвозмездного пользования. Он заключается на 5 лет, в течение которых квартиру нель зя приватизировать, соответственно, нельзя передать, продать, подарить, поменять. Она остается в специализированном жилищном фонде Москвы.

Уполномоченной организацией по обеспечению жильем детей по договорам безвозмездного пользования является ГУП «Моссоцгарантия», которое занимается вопросами защиты имущественных прав детей-сирот.

По истечении пяти лет городская межведомственная комиссия решает вопрос о пролонгации договора безвозмездного пользования или перезаключении договора социального найма, если человек полностью социально адаптировался, ведет нормальный образ жизни, учится, работает, платит за жилье.

Ведущий специалист муниципалитета МО Нагорное Т.В. Ермакова