


8 декабря 2010 г.
Президентом РФ подписан Федеральный закон № 343-Ф3 «О внесении изменений
в Федеральный закон “Об обязательном социальном страховании на случай
временной нетрудоспособности и в связи с материнством”».
Данный закон
существенно изменяет порядок расчета и выплаты пособия по временной
нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по
уходу за ребенком, то есть тех пособий, размер которых зависит от
среднего заработка.
Новые правила
вступили в законную силу с 1 января 2011 г.
1.
В соответствии с п.
1 ч. 2 ст. 3 Закона № 255-ФЗ в редакции Закона № 343-Ф3 увеличен с
двух до трех дней период выплаты за счет средств страхователя
пособия по временной нетрудоспособности при заболевании или травме
застрахованного лица, в том числе в связи с операцией по искусственному
прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального
оплодотворения.
В настоящее время
работодатель оплачивает первые 2 дня временной нетрудоспособности.
2. Изменен порядок
исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и
родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком
(далее — пособия).
При этом изменения коснулись не только расчетного периода, за который
будет учитываться заработок застрахованного лица при исчислении пособий,
но и порядка определения среднего заработка для их исчисления, а также
самой процедуры расчета пособий.
Так, согласно ч. 1
ст. 14 Закона № 255-ФЗ пособия будут исчисляться исходя из среднего
заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных
года, предшествующих году наступления страхового случая, в том числе
за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя
(других страхователей). Обращаем внимание, что средний заработок за
время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других
страхователей) не должен учитываться в случаях, если пособия по
временной нетрудоспособности, по беременности и родам в силу ч. 2 ст. 13
Закона № 255-ФЗ назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем
местам работы (службы, иной деятельности).
Для лиц, которые в
двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления
временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска
по уходу за ребенком либо в одном из указанных годов находились в
отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком,
Законом № 255-ФЗ предусмотрена возможность замены соответствующих
календарных годов (календарного года) предшествующими календарными
годами (календарным годом) по заявлению застрахованного лица при
условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
3. Изменен подход к
определению страхователя, назначающего и выплачивающего застрахованному
лицу страховое обеспечение, в следующих случаях:
1) если
застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у
нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было
занято у тех же страхователей:
— пособия по
временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и
выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной
деятельности) и исчисляются исходя из среднего заработка за время работы
(службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и
выплачивающего пособие (без учета заработка у другого страхователя);
— ежемесячное
пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается страхователем
по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору
застрахованного лица;
2) если
застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у
нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было
занято у других страхователей (другого страхователя), вышеуказанные
пособия назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из
последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору
застрахованного лица;
3) если
застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у
нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было
занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя),
пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам
назначаются и выплачиваются ему:
— либо по всем
местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка
за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего
и выплачивающего пособие (см. пункт 1);
— либо страхователем
по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору
застрахованного лица (см. пункт 2).
4.
Частью 11 статьи 14
Закона № 255-ФЗ предусмотрена норма об исчислении пособий исходя из
минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на
день наступления страхового случая в случаях:
— если
застрахованное лицо в вышеуказанные периоды не имело заработка;
— если средний
заработок, рассчитанный за вышеуказанные периоды, в расчете за полный
календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного
федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом
следует иметь в виду, что если на момент наступления страхового случая
застрахованное лицо работает на условиях неполного рабочего времени,
средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных
случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени
застрахованного лица.
5.
Согласно ч. 2 ст. 14
Закона № 255-ФЗ с 2011 г. в средний заработок, исходя из которого
исчисляются пособия, будут включаться все виды выплат и иных
вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены
страховые взносы в Фонд (в 2010 г. в средний заработок включаются
все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые
включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд).
Вместе с тем
указанный средний заработок должен учитываться за каждый календарный год
в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным
законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ на соответствующий календарный год
предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд. За
период до 1 января 2010 г., а для лиц, работающих по трудовым договорам
у страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, — за период
до 1 января 2011 г. предельная величина базы составляет 415 000 рублей
за каждый календарный год (ст. 2 Закона № 343-ФЗ).
При этом норма об
ограничении среднего дневного заработка застрахованного лица при
исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и
родам средним дневным заработком, определяемым путем деления предельной
величины базы для начисления страховых взносов в Фонд на день
наступления страхового случая на 365 (а для ежемесячного пособия по
уходу за ребенком — норма об ограничении среднего заработка
застрахованного лица средним заработком, определяемым путем деления
предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд на день
наступления страхового случая на 12), с 2011 г. отменена.
Обращаем также
внимание, что с 2011 г. средний дневной заработок застрахованного лица
будет определяться путем деления суммы начисленного заработка за
расчетный период на 730 (ч. 3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ), то есть
число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается
заработная плата, с 2011 г. не будет иметь значения при исчислении
пособий.
6.
Законом № 255-ФЗ
установлены дополнительные права, обязанности и ответственность
страхователей и застрахованных лиц.
В частности, с 2011
г. страхователи будут обязаны выдавать застрахованному лицу в день
прекращения работы или по его письменному заявлению справку о сумме
заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения
работы или году обращения за справкой, и текущий календарный год, на
которую были начислены страховые взносы (п. 3 ч. 2 ст. 41 Закона №
255-ФЗ). Форма и порядок выдачи указанной справки будут утверждены
Минздравсоцразвития России.
При этом за
достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими
застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты
пособий, страхователи будут нести ответственность, что закреплено в
новой ст. 151 Закона № 255-ФЗ.
За страхователем,
назначающим и выплачивающим пособие застрахованному лицу, закреплено
также право направлять запросы в территориальные органы Фонда в целях
проверки сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших)
застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработка, необходимого
для исчисления пособий (пункт 4 части 1 статьи 41 Закона № 255-ФЗ).
Форма и порядок направления таких запросов будут утверждены
Минздравсоцразвития России. В свою очередь застрахованное лицо вправе
получать от страхователя справку о сумме заработка, необходимую для
исчисления пособий (п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона № 255-ФЗ). Однако для
застрахованных лиц предусмотрена и ответственность за представление
документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки
(справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия
(ч. 4 ст. 15 Закона № 255-ФЗ).
7.
Законом № 343-Ф3
предусмотрена возможность перерасчета застрахованным лицам за период с 1
января 2011 г. пособий по нормам Закона № 255-ФЗ в новой редакции по
страховым случаям, наступившим в 2010 г. и продолжающимся или
окончившимся в 2011 г. Такой перерасчет возможен при условии, что размер
пособия, исчисленный в соответствии с Законом № 255-ФЗ в новой редакции,
превысит размер пособия, полагающийся по нормам Закона № 255-ФЗ, в
редакции, действовавшей до 1 января 2011 г. (ст. 3 Закона № 343-Ф3).
Кроме того, Законом
№ 255-ФЗ конкретизированы нормы, регулирующие вопросы выплаты пособия по
временной нетрудоспособности за период простоя (ч. 7 ст. 7, п. 5 ч. 1
ст. 9), устанавливающие перечень документов, необходимых для исчисления
и выплаты пособий (части 5, 51, 6, 71 ст. 13).__
_
|